ДТП в садоводстве

Несмотря на то, что скорость движения по дорогам в садоводствах обычно низкая, аварии с участием автотранспорта случаются регулярно. При этом в авариях не всегда участвуют автомобили, чаще происходят наезды на шлагбаумы, заборы, деревья или то, что называется малыми архитектурными формами - конструкционные элементы в зонах въезда.

Как разрешить возникшие проблемы и компенсировать возникший ущерб?

Любая авария, произошедшая с участием транспортного средства, - это дорожно-транспортное происшествие (ДТП). При этом не важно, произошло оно на автотрассе, в городе, на лесной дороге или парковке перед магазином. Соответственно, действует законодательство в части обязанности виновной стороны компенсировать ущерб от своего действия (бездействия).

Оформление ДНТ в нашей стране производится по одному из 3 путей…

Европротокол без оформления сотрудниками ГИБДД

  • - если маленькая сумма ущерба (пересматривается регулярно. 100 т.р. в РФ, 400 т.р. в Мск, СпБ и Мск. и Лен. областях). Нет жертв и травмированных, не нанесен ущерб инфраструктуре и 3м лицам.
  • - если повреждены только ДВА АВТОМОБИЛЯ. И их повреждения - это повреждения только от их взаимодействия. Если, например, автомобиль отскочил в столб, в забор или в кювет, то это уже не наш случай и европротокол не подходит.
  • - есть согласие в том, кто виноват в ДТП.

При оформлении обязательна фото-фиксация с использованием специальной программы, передающей информацию в АИС ОСАГО, также необходимо правильно заполнить протокол, соблюдать четкие сроки оформления и подачи документов, провести экспертизу ущерба и т.п.

Это ситуация обычного ДТП, они в садоводствах почти не встречаются, т.к. скорости, повторимся, низкие. Про то, как оформлять европротокол написана масса статей в интернете и снят миллион роликов на Ютьюбе. Не будем это пересказывать.

Обязательный вызов ГИБДД

  • - ущерб нанесен объектам инфраструктуры
  • - участвует более 2х транспортных средств или, наоборот, только один автомобиль врезался в забор или шлагбаум
  • - повреждения на транспортных средствах вызваны не только соударением транспортных средств, но и ударом с какими-либо предметами (автомобиль отскочил в кювет, ударился в столб и т.п.)

В таком случае ГИБДД оформляет ДНТ, документы по ОСАГО заполняются в любом случае.

Аварии в садоводствах - явление, к сожалению, регулярное. Если Вы - представители СНТ - и транспортное средство нанесло ущерб имуществу Вашего СНТ, Вы не только в праве, но и обязаны осуществить действия по взысканию компенсации ущерба.

В случае, если виновная сторона выходит на контакт, может быть реализована любая схема "полюбовного соглашения" между сторонами, единственное, что желательно, это подписать бумагу об обстоятельствах ЧП и отсутствии или наличии претензий друг к другу. Передача компенсации ущерба тоже в идеале должна быть зафиксирована документом или расчетом через банковский счет.

Если давать законный ход делу, то многое зависит от того, каким путем пошел виновник ДТП. Разберем типовой сценарий: автомобиль врезался в шлагбаум.

  • А. Автомобилист вызвал ГИБДД и оформил аварию. В свободное время представителю СНТ необходимо обратиться к ГИБДД по обстоятельствам ДНТ. В ГИБДД СНТ будет сообщена информация о номере дела, страховых данных виновника и выдана справка о ДТП. С этими документами СНТ должно обратиться в страховую компанию виновника ДНТ. Страховая попросит оценить ущерб, а поскольку речь идет об области и ущербе для инфраструктуры, скорее всего страховую устроит счет или коммерческое предложение от любой компании, которая может ущерб устранить. Важно, чтобы в счете было написано, что он составлен после обследования места аварии. Счет должен быть развернутым, т.е. не одной строкой, а с перечнем деталей и списком работ. Далее вопрос разбирается уже между сторонами - или страховая оплачивает работы напрямую или она компенсирует расходы СНТ. Как правило, "подбитые" шлагбаумы, столбики, датчики, заборы, светильники и т.п. - это суммы до 30-50 тыс. рублей и страховая "не заморачивается" с дополнительными экспертизами, ведь они проводятся за счет страховой, а если надо посылать эксперта куда-то в область, то это по определению не дешевое удовольствие.
  • Б. Если автомобилист скрылся с места ДНТ, руководству СНТ целесообразно обратиться в ГИБДД, сообщить об обстоятельствах ДНТ, о том, что участник ДТП скрылся с места и сообщить имеющиеся приметы, данные видео-записей с камер видео-наблюдения и прочую информацию. Отметим, что отъезд с места ДНТ без оформления - это серьезное правонарушение само по себе и оно нередко автоматически делает скрывшегося виновным в ДНТ.

Пока ГИБДД осуществляет неспешный поиск второго участника или намекает ему, что в его же интересах явиться с повинной и связаться с СНТ, урегулировать претензии и упросить СНТ забрать заявление о том, что участник "скрылся с места" (именно упросить - позиция тут очень невыгодная для виновника). В это время СНТ должно обратиться к любому подрядчику, который может осуществить ремонт шлагбаума или иных объектов поврежденной инфраструктуры. От подрядчика требуется получить коммерческое предложение или счет на проведение данных работ.

Обратите внимание, при авариях, связанных с наездом на неподвижные предметы, вопрос о том, насколько правильно и хорошо то, что именно в этом месте находится тот или иной шлагбаум или забор, не стоит.

Третий путь

Надо ли расходиться полюбовно или прощать виновников?

Давайте подумаем о том, каковы причины аварий в садоводствах. Состояние дорог, конечно, может быть причиной ДНТ, однако традиционное ограничение скорости до 5-10 км/ч, указанное на въезде, обычно снимает этот вопрос. Также водитель ТС самостоятельно определяет скоростной режим с учетом погоды и состояния дороги - это его ответственность. Отговорка снимается.

По нашим наблюдениям за тем, что обсуждают в группах и форумах садоводств, зачастую причинами аварий с участием не только автомобилей, но и квадроциклов, снегоходов, мотоциклов и т.п. может быть алкогольное опьянение водителей. Многие граждане убеждены в собственной непогрешимости или уже давно пропили остатки мозгов, что садятся за руль в совершенно непотребном виде.

И очень хорошо, что сегодня опьянение — это не смягчающее обстоятельство, как это было в каменном веке 1950-х годов, а наоборот.

Для вождения квадроцикла, кстати, тоже необходимы отдельные права (категория AI, не путать с A1), но об этом помнят, к сожалению, единицы. Тут уж говорить о наличии страховки ОСАГО вообще не приходится. Квадрики с алкоголянами регулярно вылетают в кюветы, бьют и портят соседские заборы. Их вытаскивают добросердечные соседи и алкаш на четырех колесах снова пытается не промахнуться мимо следующего поворота.

Как поступать с безответственными гражданами - вопрос риторический. Формально, если любое ТС поцарапало ваш забор или повредило краску на ЛЭП, следует вызывать ГИБДД. Пойманный за вождением в пьяном виде на долго запомнит свой эксперимент и пенять ему будет не на кого, кроме как на себя самого. И честно говоря, мы не находим аргументов, почему нужно спускать неадекватам антисоциальное поведение, а потом удивляться буйству безнаказанности этих же неадекватов на собраниях и про прочих удобных случаях.

Мы убеждены, что только социальное неприятие неадекватов, видимое и ощутимое неодобрение их поведения и выдавливание из социума всем коллективом, способно создать в социальной среде конкретного поселка рациональную и безопасную среду. Но это наше частное мнение.

При прочих ситуациях (авария, например, при учебной езде на территории СНТ), когда имеет место нарушение ПДД, степень греха уровень угрозы обществу существенно ниже. С моральной точки зрения мотивация к урегулированию ситуации между сторонами гораздо выше при условии компенсации ущерба виновной стороной.

Однако, в каждом конкретном случае, как вести себя с нарушителем - дело руководителя поселка или представителя потерпевшей стороны. Чтобы усилить свою позицию и защититься от ущерба от горе-водителей, мы лишь рекомендуем разворачивать как можно более плотное и качественное видеонаблюдение на территории поселка.

Справка. Оформление ДТП регулируется:

  • — Федеральным законом от 25.04.2002г. №40-ФЗ «Об ОСАГО» (ст. 11.1).
  • — Федеральным законом от 21.07.2014г. №223-ФЗ, включающим в предыдущий закон пункт 11.1, допускающий возможность оформления ДТП в 2019 году без участия представителей дорожной полиции.
  • — Федеральным законом от 29.12.2017г. №448-ФЗ, корректирующим вышеуказанный норматив в плане порядка условий составления европротокола.
  • — Положением №431-П от 19.09.2014г., утвержденным российским Центробанком и определяющим правила ОСАГО.

 


12.02.2021

Контакты

Разработку и поддержку программного решения производит компания ООО Би-Ти-Лайт.
Актуальная версия договора-оферты на предоставление неисключительной лицензии e-poselok.ru.

Би-Ти-Лайт, ООО
Юридический адрес:
195299, Санкт-Петербург,
Киришская ул. 2А, Б.Ц. Литера
телефон в СПб: +7 (812) 507-88-93,
телефон в Москве: +7 (499) 380-65-54,
пн-пт: 11:00-18:00 (московское время)

Данные пользователей надежно защищены, их передача зашифрована с помощью SSL протокола. Обработка данных пользователей осуществляется непосредственно операторами персональных данных (администрациями поселков или УК) с помощью предоставляемого программного обеспечения E-poselok. Администраторы E-poselok не обрабатывает персональные данные жителей поселков и не передают их 3м лицам.
Обработка прочих данных производится в соответствии с 152 ФЗ, с общей политикой обработки персональных данных E-poselok Вы можете ознакомиться здесь

info@e-poselok.ru
[информация и внедрение]
support@e-poselok.ru
[поддержка клиентов]

Или добро пожаловать в нашу группу вконтакте

© 2016- ООО Би-Ти-Лайт
BTL infowizard solutions

Алиса это умеет

X
Оставаясь на нашем сайте Вы соглашаетесь с тем, что наш сайт использует cookie-файлы, данные об IP-адресе, технических характеристиках Вашего устройства и браузера, Вашем местоположении в т.ч. с применением счетчиков Яндекса и Google для целей сбора статистики, организации рекламы и качественного функционирования. Узнайте подробнее »»