Потери в электросетях: передавать или не передавать электрохозяйство

Потери в электросетях: передавать или не передавать электрохозяйство в поселке? Размышления на тему плюсов и минусов, начисления потерь и правильного оформления взносов. По следам очередного цикла общения со сбытовиками и обновления инструментов формирования начислений по счетчикам

Судьба электросетей в садоводствах и коттеджных поселках, как правило, незавидная. Это почти всегда наследие правил разных эпох, неопределенность с границами ответственности и собственности и, как следствие, начисления на потери, просадки напряжения и неплатежи. Как жить, что делать и стоит ли пытаться передавать "свои" сети сбытовой компании и на каких условиях?

Разбираем самую сложную схему и пытаемся ответить для себя на вопрос - кто за что платит и стоит ли передавать сети поселка сбытовой организации в этой ситуации

Итак, наш поселок подключен к высоковольтной ("высокой") линии сбытовой компании. За свой счет поселок поставил столбы от основной линии к своему поселку (допустим протяженность 500м), установил понижающий трансформатора, на котором и установлен коллективный счетчик  поселка. "Высокая" линия сбытовой компании - в собственности сбытовой компании. Отрезок "высокой" линии от линии сбытовой компании до трансформатора - 500м - в собственности поселка. Трансформатор в собственности поселка. По поселку протянуты внутренние линии, на опорах или при входе в дома установлены счетчики рядовых потребителей. В поселке есть освещение, пост охраны, шлагбаум, помещение правления, подключенные к сетям поселка. Кто за что платит и сколько?

1. Региональные комитеты по тарифам раз в год утверждают тарифы на электроснабжение, газ, воду и прочие коммунальные излишества. Изменять данные тарифы нельзя, назначать те или иные тарифы для конкретных потребителей может только сбытовая организация, за этим бодро следит ФАС и с большой готовностью накладывает штрафы на неосторожных председателей и нередко на потребителей. Для нас с вами - простых смертных - тариф - это просто сумма за 1 квт*ч. На самом же деле тариф составной - там есть некая доля производителей электроэнергии, доля поставщиков, доля сбытовиков и всех, кто ловко встроился в эту цепочку. Среди прочего в тариф уже заложена стоимость потерь  в сетях сбытовых организаций. Поэтому вся энергия, которая ушла на "нагрев" проводов в сетях сбытового оператора, уже компенсирована и оплачена тарифом. Когда сети сбытовой компании непосредственно подходят к счетчику потребителя, и вопросов не возникает: потребитель платит по своему счетчику. Но в нашем примере фигурирует отрезок в 500 м, который идет от ЛЭП сбытовой компании до трансформатора поселка. И этот отрезок находится в собственности поселка, а не сбытовой компании,  поэтому тариф не покрывает потери, которые возникают в этих 500м. Одновременно возникают две несовпадающие границы - граница балансовой принадлежности и граница учета. Что делает сбытовая компания: поскольку счетчик стоит на входе в трансформатор после отрезка в собственности поселка, сбытовая компания расчетным образом определяет размер потерь в отрезке в 500 м и назначает данные потери к оплате Поселку в качестве компенсации технических потерь. Что характерно, согласие поселка тут не требуется, а сбытовики раз в 2 года делают переобследование отрезка в 500м и могут изменить расчетную норму потерь в зависимости от материала проводов, протяженности, погодных условий и великих космических событий. Взимать компенсацию за потери сбытовики будут на основе норм ГК, поэтому согласия потребителя не требуется, достаточно заключения проектировщиков.

Слово "Потери" имеет право на существование в счетах только если есть проектный документ. Норма потерь устанавливается исключительно расчетно-проектировочным способом и рассчитывается в среднем за год обязательно организацией, имеющей необходимые лицензии. Если есть документ - доказательств необходимости оплачивать потери не нужно, их оплата обязательна по ГК.

Итак наш поселок обязан оплачивать потери плюс к тому, что покажет счетчик. Как от этого избавиться? Передать "высокую" линию сбытовой компании. На каких условиях - подарить. Как это оформить? Выявить данные объект в ходе инвентаризации имущества, пронумеровать столбы, сфотографировать, поставить на баланс с 0 стоимостью, если ранее все успешно списали, далее принять решение общим собранием о безвозмездной передаче имущества в собственность сбытовой компании. Не забудьте, что решение должно быть принято 2/3 голосов и в решении нужно указать название юрлица-получателя имущества. Вообще, лучше взять формулировку у сбытовой компании, чтобы все бюрократы были особенно счастливы.

2. Тариф бывает разным для разных категорий потребителей. Есть, например, промышленные предприятия, есть торговые, а есть льготные категории и сельские жители. В общем случае если потребителем является СНТ  - т.е. входящий счетчик является счетчиком СНТ - то все, что "накрутил" этот счетчик тарифицируется по тарифу для "СНТ", который приравнен к тарифу для населения.

С недавнего времени сбытовые компании начали оформлять подключение счетчиков "на прямые договора". Это ситуация, когда потребитель через сети поселка осуществляет потребление электричества, но вроде как к самому поселку отношения не имеет и за потребляемые ресурсы поселок не оплачивает. Для поселка это довольно удобная схема, поскольку несколько уменьшает риски неплатежей. Также и сам абонент, если он принадлежит льготной категории, может рассчитывать на заключение прямого договора со сбытовой компанией по льготной ставке.  Или наоборот, если абонент - магазин на территории поселка, то он оплачивает электричество по повышенному тарифу. Важно, что впоследствии, когда сбытовая компания выставляет счет поселку, она вычитает из общепоселкового потребления начисленные "прямым" потребителям единицы ресурса, таким образом не происходит двойной оплаты. Но что делать с потерями?

Как мы помним, тариф включает в себя только потери в сетях сбытовых организаций. Т.е. если все "высокие" линии в собственности сбытовиков, то тариф покрывает потери до трансформатора. Сам трансформатор + сети поселка - это тоже источник потерь, которые составляют от 2 до 8% с учетом протяженности трасс, материалов, адекватности техобслуживания трансформатора и погодных условий. Начислить потери проектно-расчетным способом можно и для поселка, для этого придется заказать проектную документацию и работу лаборатории.  Тогда начислять и взыскивать возмещение расходов поселка за потери можно по ГК. Однако этот путь довольно дорогой, чаще на общем собрании принимается решение о введении переменного членского взноса (части членского взноса), размер которого составляет одинаково со всех абонентов поселка, допустим, 8% от тарифа, который оплачивает за потребление электричества сам поселок. Данный взнос назначается на компенсацию расходов СНТ на передачу электроэнергии в поселке до конечных потребителей и использование (обслуживание) сетей поселка пропорционально объему потребляемой энергии - т.е. за каждый потребленный кВт*ч.

Для потребителей типа магазин или индивидуальный собственник возможна схема, аналогичная праву на проход: да,отказать поселок в подключении к сетям при наличии технической возможности не может. Но вправе устанавливать плату за использование своих ресурсов, а именно обслуживание ЛЭП, уборку снега, вырубку поросли, возмещение на расходы на передачу. Размер этот начисляется или в порядке договора сторон (не как потери по ГК), или в порядке приравнивания к членскому взносу и далее по 217 ФЗ.

Оплачивать данный взнос должны как собственники на "прямом договора", так и собственники на подключении и расчетах через поселок. Есть некоторая сложность, связанная с тем, что собирать показания с собственников Поселка довольно просто - они используются для формирования начислений за электричество. А вот собственники на "прямых договорах" искренне полагают, что поселку больше ничего не должны и показания свои не сообщают, щитки с электросчетчиками закрывают на замки. Е-поселок дает возможность ввода показаний как силами самих жителей, так и силами проверяющих показания электриков. Также счетчики можно настроить в системе на тарификацию по тарифу + взнос на потери, только по тарифу или только по взносу на потери. Но выстроить дисциплину подачи показаний с пользователей с "прямыми договорами", все-таки нужно. Равно как и пояснить им, что показания они должны в т.ч. и сбытовикам передавать регулярно, чтобы поселку не приходили то завышенные, то заниженные счета.

Избавиться от расходов на потери во внутренних сетях тоже можно. Для этого надо принять аналогичное решение о передаче низковольтной ("низкой") части электросети сбытовым компаниям. И вот эта часть передачи сбытовиков радует меньше. Чтобы процесс шел веселее, лучше сразу договариваться и подписывать документы о передаче и "высокой" и "низкой" линий одновременно или последовательно. Относительно легко передача внутренних сетей идет в Московской области и на Мурманской. Сложно за Уралом и на Северо-Западе. Но пытаться рано или поздно надо обязательно!

Что нужно, чтобы передать внутренние сети сбытовым компаниям (наиболее общий список).

  • выявить в ходе инвентаризации, пронумеровать, сфотографировать и поставить на баланс имущество внутренних сетей (столбы, провода, трансформатор)
  • изготовить проектную документацию  с расчетом нагрузки
  • собрать документы с собственников (заявления + копии паспортов) с просьбой о переходе на прямые договора. Для полной передачи нужно 100% заявлений. Поэтому - с открытой датой.
  • провести косметическую модернизацию сети. Выровнить столбы более-менее, чтобы не были аварийными т.е. отклонение не больше 7 градусов), "пересадить" освещение на отдельный кабель. Все электроприборы поселка посадить за счетчики поселка. Проверить наличие хотя бы в общих чертах вторичного заземления столбов. Хотя бы концевых столбов, хотя по нормативу должен быть заземлен каждый второй.
  • запастись подарочными шоколадками и идти к сбытовикам на прием.

Каковы минусы передачи внутренних сетей СНТ сбытовикам и почему сети далеко не всегда выгодно передавать?

Представьте, что купили за свой счет трансформатор и построили сети. Вы рассчитывали, что будете получать возмещение за подключение новых абонентов или увеличение мощности. Но вместо этого новый собственник не собирается оплачивать вам взнос на подключение к сетям, а пишет заявление об увеличении мощности до 15 квт*ч за 500 руб за 1 кВт*ч и более того - получает от сбытовиков одобрение. Сбытовикам все равно, что в результате у вас просядет электричество, им очень не просто будет доказать, что техническая возможность увеличения мощности ограничена. Можно будет, конечно, в зимнюю ночь перед новым годом вызывать сбытовиков и показывать им вольтметр с 180В напряжения из-за перегрузки, но это требует сил и времени. И денег в поселок не вернет.

Конечно, есть решение о введении членского или целевого взноса на оплату расходов СНТ на обслуживание или развитие сетей  с зачетом в качестве оплаты этого взноса всех средств, внесенных ранее "за увеличение мощности". Если правильно объяснить это общему собранию, что вводимый взнос - это средство борьбы с "халявщиками", вас еще даже дополнительно поддержат. Но путь это не простой.

Поэтому при выборе - взносы на небаланс в сетях или муки с передачами сетей сбытовикам - однозначный ответ есть только у молодых или созданных с нуля поселков. Все остальные ищут баланс в этом вопросе сами...


 


16.09.2024

Контакты

E-poselok.ru

Программа для обслуживания садоводств и коттеджных поселков. (ТСН, СНТ, ДНТ, ДНП)

Разработку и поддержку программного решения производит компания ООО Би-Ти-Лайт.
Актуальная версия договора-оферты на предоставление неисключительной лицензии e-poselok.ru.

Би-Ти-Лайт, ООО
Адрес для корреспонденции:
194358, Санкт-Петербург, а/я. 36.
Отдел продаж:
Телефон в СПб: +7 (812) 507-88-93,
Телефон в Москве: +7 (499) 380-65-54,
E-mail: info@e-poselok.ru,
пн-пт: 11:00-18:00 (московское время)
Техподдержка:
E-mail: support@e-poselok.ru

Данные пользователей надежно защищены, их передача зашифрована с помощью SSL протокола. Обработка данных пользователей осуществляется непосредственно операторами персональных данных (администрациями поселков или УК) с помощью предоставляемого программного обеспечения E-poselok. Администраторы E-poselok не обрабатывает персональные данные жителей поселков и не передают их 3м лицам.
Обработка прочих данных производится в соответствии с 152 ФЗ, с общей политикой обработки персональных данных E-poselok Вы можете ознакомиться здесь

info@e-poselok.ru
[информация и внедрение]
support@e-poselok.ru
[техническая поддержка]

Или добро пожаловать в нашу группу вконтакте

© 2016- ООО Би-Ти-Лайт
BTLight infowizard solutions

X
Оставаясь на нашем сайте Вы соглашаетесь с тем, что наш сайт использует cookie-файлы, данные об IP-адресе, технических характеристиках Вашего устройства и браузера, Вашем местоположении в т.ч. с применением счетчиков Яндекса и Google для целей сбора статистики, организации рекламы и качественного функционирования. Узнайте подробнее »»