АСКУЭ для СНТ - это полдела. Как из киловатт получить своевременные оплаты?


Внедрение систем автоматического сбора показаний счетчиков для организации прозрачного и управляемого учета в садоводстве или коттеджном поселке - это еще пол дела на пути наведения порядка. Сложно ли добиться качественной собираемости средств и как совместить задачи получения показаний и средств через современные облачные системы АСКУЭ или интеграцию более старых локальных АСКУЭ? Пошагово изучаем на примере интеграции системы E-poselok с облачными системами Стриж, Вавилот и Комета, а также с локальными системами предыдущего поколения Меркурий и т.п. Учимся корректно обрабатывать данные так, чтобы иметь необходимую документацию для судебного взыскания долгов.

Шаг 1. Запуск системы АСКУЭ. Простым и честным языком: мы не продаем АСКУЭ :)

Автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии - АСКУЭ - появились сравнительно давно. Уже лет 20 на рынке предлагаются самые разные решения, позволяющие самым разным способом с использованием самых разных протоколов и физических возможностей передавать показания от удаленных счетчиков на некий центральный пульт, попросту - компьютер.

На первом этапе появились решения, предлагающие физически обходить счетчики и считывать показания с помощью оптического интерфейса связи. Позднее появились устройства с радио-модулями, передающими в ответ на необходимый запрос показания счетчика на расстояние до 1 км. Администратору было достаточно пройти по всем этажам дома или объехать по всем дорогам садоводство или поселок с включенным ноутбуком и футуристического вида антенной, чтобы принять показания от всех счетчиков.

По мере развития сотовой связи появились модемы с SIM картами, работающие как сотовый телефон, способный передавать показания или в виде СМС или в виде GPRS сообщений. Однако, с учетом стоимости обслуживания (сегодня это минимум 300-500 рублей в год за сотовую связь) инженерная мысль двинулась в сторону формирования базовых передающих станций, способных принимать показания у локальных счетчиков и пробрасывать их дальше на сервера организации через интернет. Так появились решения наиболее последнего поколения, стандарта LPWAN и  аналоги.
Если вы выбираете для себя решение по сбору показаний счетчиков,  у вас есть объективный выбор между несколькими принципиальными решениями:

  • - локальное решение. Одна базовая антенна в центре поселка, локальный сервер для приема данных. Вы сможете получить данные о показаниях счетчиков с помощью специальной программы, для которой придется приобрести выделенных компьютер электрику. Данные будут выгружаться в виде Excel таблицы. Степень удобства - базовая, рассчитывать на то, что будут одновременно поддерживаться разные тарифные схемы день/ночь, городской/сельский тариф не приходится. Но тем не менее на выходе вы получите автоматически считанные с определенной периодичностью показания счетчиков.
  • - облачное решение. Одна базовая антенна в центре поселка, к антенне прикреплен интернет-модем сотового оператора, который ретранслирует данные в облако производителя счетчиков. Плюс решения состоит в том, что получить показания можно с любого компьютера в мире через браузер, точно также, как вы сейчас читаете эту статью. Минус - вы оказываетесь в зависимости от производителя счетчиков и его поддержки системы.

Какое же решение выбрать? Система АСКУЭ - это не только получение показаний. Это еще и управление мощностью и разрешенным режимом использования. Есть долги - нет ничего проще понизить пропускную способность системы на участок-должник до 1 квт и ожидать, как быстро будут погашены долги. Благо текущее законодательство позволяет и вовсе отключать неплательщиков. Но при выборе решения в первую очередь надо изучить, какие решения популярны в вашем регионе. Не секрет, что радиус действия антенн обычно избыточен, соседний поселок мог уже установить антенну с радиусом работы в несколько километров, а значит соседи могут сэкономить на внедрении решения значительные средства или перейти к совместной эксплуатации оборудования.

С точки зрения технологической новизны e-poselok, конечно, рекомендует облачные решения, основанные на LPWAN технологиях. Такого рода решения позволяют не только автоматически собирать показания, но и автоматически передавать их на профессиональные сервера провайдера. Да, это стоит каких-то денег, обычно до 10 рублей в месяц или может быть включено в стоимость устройств, но это также гарантирует качество получения и надежность хранения данных.

Шаг 2. Выставление счетов за электричество

И локальные АСКУЭ предыдущих поколений и современные АСКУЭ с поддержкой облачной передачи данных позволяют администратору выгружать данные в виде отчета в формате Excel. Но серьезным достоинством облачных решений АСКУЭ является также поддержка протоколов API, которые позволяют не только отдавать показания пользователю-администратору, но и в автоматическом режиме передавать их другим программным комплексам. В том числе тем, которые обеспечивают работу поселка, формируют начисления, поддерживают расчетные функции, прием платежей, ведут учет оплат и решают коммуникационные задачи. Система E-poselok умеет интегрироваться с любыми АСКУЭ, поддерживающими интернет API соединения, лидерами в этой сфере на сегодня являются системы Стриж и Комета. При этом для полуавтоматической интеграции с более старыми системами программный комплекс e-poselok умеет разбирать Excel файлы, формируемые практически любой АСКУЭ системой прошлых поколений.

Насколько сложно внедрение такого рода решений для председателей садоводств и сколько стоит АСКУЭ для поселка. Средняя цена счетчика АСКУЭ в сборе (включая гермоящик, автоматы управления, обвязку), который можно было бы поставить на столб и запустить в работу в автоматическом режиме, составляет для однофазного - около 6-8 тыс рублей, для трехфазного - 13-16 тыс рублей. Установка обычно оценивается в 1-2 тысячи в зависимости от жадности исполнителей или предприимчивости председателей. Устройство централизованного приема данных следует оценить в примерно 60-80 тыс рублей, установка обходится в 30-40 тыс, но может быть выполнена электриком или ИТ-специалистом с очень базовыми знаниями. Дальнейшая настройка как правило выполняется уже удаленными специалистами и не требует участия местной администрации. На выходе - показания счетчиков, которые теперь надо как-то обсчитать, проверить и проследить за своевременностью оплаты. Здесь на помощь приходит функционал расчетного центра e-poselok и умная система напоминаний о наличии начислений и задолженностей.

Облачные АСКУЭ самостоятельно по расписанию сами настраиваются на работу с E-poselok и сообщают пользователям текущие показания. С такими системами вообще нет проблем, после настройки и проверки председатель может вообще забыть об их существовании и следить за отчетами о своевременности оплаты взносов. Полуавтоматические АСКУЭ прошлого поколения формируют Excel файл, который достаточно просто подгрузить в E-poselok, потратить для этого от силы 2-3 минуты, чтобы автоматика самостоятельно рассчитала начисления и уведомила всех плательщиков о необходимости своевременно оплатить взносы.

Практика показывает, что внедрение четкого учета приводит к существенной экономии средств и увеличивает своевременность и собираемость взносов. А когда бухгалтеру или председателю не нужно обзванивать должников, когда этот функционал выполняется с помощью средств автоматизации, смс и мессенжеривых сообщений, руководители организации могут заниматься чем-то более важным для развития поселка.

Шаг 3. Подготовка документации для судебного взыскания

Как правило, даже в старых садоводствах документооборот весьма хромает. А напрасно. Для решения проблем с взысканием средств за электричество достаточно выполнять простой и удобный ритуал - на ежемесячной основе распечатывать акт обследования и снятия показаний счетчиков и визировать его подписью электрика и председателя. Этих документов будет достаточно для доказательства наличия задолженности, последовательности ее возникновения и обоснования расчета и начисления пени в связи с нарушением сроков. Тем более, что и формирование акта и расчет пени в программе учета для СНТ E-poselok автоматизирован и предельно удобен.

Остались вопросы, нужны рекомендации - пишите, постараемся помочь.

Подробнее об интеграции система на базе Вавиот, Комета и Стриж можно почитать в соответствующих статьях.
 

Контакты

Разработку и поддержку программного решения производит компания ООО Би-Ти-Лайт.
Актуальная версия договора-оферты на предоставление неисключительной лицензии e-poselok.ru.

Би-Ти-Лайт, ООО
Юридический адрес:
195299, Санкт-Петербург,
Киришская ул. 2А.
телефон в СПб: +7 (812) 507-88-93,
телефон в Москве: +7 (499) 380-65-54,
пн-пт: 11:00-18:00 (московское время)

Данные пользователей надежно защищены, их передача зашифрована с помощью SSL протокола. Обработка данных пользователей осуществляется непосредственно операторами персональных данных (администрациями поселков или УК) с помощью предоставляемого программного обеспечения E-poselok. Администраторы E-poselok не обрабатывает персональные данные жителей поселков и не передают их 3м лицам.
Обработка прочих данных производится в соответствии с 152 ФЗ, с общей политикой обработки персональных данных E-poselok Вы можете ознакомиться здесь

info@e-poselok.ru
[информация и внедрение]
support@e-poselok.ru
[поддержка клиентов]

Или добро пожаловать в нашу группу вконтакте

© 2016- ООО Би-Ти-Лайт
BTL infowizard solutions

Алиса это умеет

X
Оставаясь на нашем сайте Вы соглашаетесь с тем, что наш сайт использует cookie-файлы, данные об IP-адресе, технических характеристиках Вашего устройства и браузера, Вашем местоположении в т.ч. с применением счетчиков Яндекса и Google для целей сбора статистики, организации рекламы и качественного функционирования. Узнайте подробнее »»